|
НОВОСТИ
Правительству запрещено
повышать квартплату выше чем на 5 USD до тех пор,
пока
коммунальники и энергетики не раскроют свои карты.
![](/429.JPG) |
Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.
Еженедельник "Недвижимость Беларуси"
24.01.2011
Получив счета на оплату
жилищно-коммунальных услуг, потребленных в декабре прошлого
года, многие граждане решили, что в Беларуси подскочили тарифы
на коммуналку. Но, внимательно изучив содержание платежек,
поняли, что почти двукратным увеличением оплаты за тепло они
обязаны лютым декабрьским морозам. Якобы из-за них теплосети
вынуждены были резко увеличить затраты на отопление жилищного
фонда.
|
Некоторые потребители (жители дома № 14 по
ул. Жудро в г. Минске) успели заметить, что сумма оплаты за отопление в
декабре и январе 2010 года почти совпала. Хотя, судя по данным
синоптиков, прошлогодний январь был намного холоднее, чем декабрь.
Что касается решения об очередном повышении тарифов на оплату
жилищно-коммунальных услуг, то оно правительством еще не принято. Между
тем Александр Лукашенко, выступая 18 января на совещании по вопросам
развития белорусской экономики, снова напомнил правительству о
недопустимости повышения стоимости услуг ЖКХ более чем на 5 USD в год.
"Если вы видите, что где-то нам надо подвинуть, вплоть до непопулярных
коммунальных услуг, то соответствующие решения могут быть приняты, но у
вас есть 5 долларов США", - цитирует А. Лукашенко БЕЛТА.
Чтобы было понятно, о каких 5 USD идет речь, следует пояснить, что в
предыдущие годы, за исключением 2010-го, тарифы на жилищно-коммунальные
услуги повышались таким образом, чтобы сумма ежемесячной оплаты за них
для двухкомнатной квартиры площадью около 48 кв. м с тремя проживающими
увеличилась не больше чем на 5 USD. Так было в 2007, 2008 и 2009 годах.
В прошлом году повышения цен для населения не произошло. Весь год
коммунальные услуги физлица оплачивали по тарифам, установленным в
начале 2009 года. Исключение составили потребители, которые имеют дома
так называемой повышенной комфортности или квартиры, в которых никто не
зарегистрирован "по месту жительства". Для них в середине года были
введены тарифы, обеспечивающие полное возмещение затрат на
предоставление услуг ЖКХ.
Кстати, говоря о нежелательности повышения коммуналки больше чем на 5
USD в год, А. Лукашенко все же не был столь категоричен. "Если где-то
убыточно работает какое-то предприятие, пожалуйста, рассматривайте, но
делайте это аккуратно, не обижайте людей", - сказал президент, тем самым
дав понять присутствующим, что 5 USD - это все же не предел. Его можно
перешагнуть, если это будет сделано, во-первых, аккуратно, во-вторых -
обоснованно.
"Не приходите ко мне ни с какими ценовыми предложениями, пока я не буду
видеть, сколько стоит один кубометр воды, один кубометр газа, один кВт.ч
электроэнергии, стоимость вывоза 1 т мусора и т. д. Когда я буду видеть
реальную цену, где жирок будет снят с коммунхозов, с
электрообеспечивающих организаций, газообеспечивающих организаций, тогда
я скажу свое решение", - заявил А. Лукашенко.
Выходит, даже глава государства до сих пор не знает, сколько на самом
деле стоят в Беларуси куб воды, газа и другие услуги. Хотя прежде он
неоднократно давал поручение коммунальникам и энергетикам представить
ему соответствующие расчеты.
Такое ощущение, что этих цифр не существует в природе или это такая
высшая математика, которую не преподают ни в одном белорусском вузе,
даже самом престижном, где годовое обучение студенту-платнику обходится
сегодня около 5 млн. BYR.
Между тем в расчетных центрах, когда есть цель снять с людей побольше,
расчет стоимости жилищно-коммунальных услуг делается очень просто. Как
только человек не смог сообщить до 24-го числа расчетного месяца,
сколько он реально потребил воды, ему потребление насчитывают по
нормативу. Норматив же в 2-2,5 раза, как показывает практика, превышает
объем воды, который среднестатистический работающий человек тратит на
самом деле. Исходя из этого же норматива человеку начисляют количество
калорий, которые пошли на подогрев нормативной, а не реально
потребленной воды. А как же коллективные счетчики воды и тепла, с
которых работники ЖРЭО снимают показания чуть ли не по три раза в месяц?
Впрочем, есть и такие примеры, когда в квартирах счетчики установлены,
но коммунальники отказываются заключать договор на их обслуживание и
по-прежнему снимают с людей оплату за воду по нормативу.
Так, в ряде домов в районе ул. Волгоградской и Кнорина, где проводится
капремонт, вот уже несколько месяцев люди ждут, когда же им разрешат
оплачивать воду по показаниям установленных в рамках капремонта
счетчиков. Причем негодование с каждым днем возрастает. Счетчики
показывают, что жильцы, учитывая капремонт и связанные с ним неудобства,
потребляют в 2-4 раза меньше воды, чем им по нормативу насчитывает
расчетный центр Первомайского ЖРЭО. В данном случае речь идет о
конкретном доме № 15а по ул. Кнорина в г. Минске, у которого 50-летний
юбилей совпал с началом капитального ремонта.
В некоторых квартирах во время капремонта люди вообще не живут: кто-то
на время переселился к родственникам, кто-то - к знакомым. И если судить
по показаниям счетчиков, то эти жильцы не пользуются водой. Но им
ежемесячно насчитывают нормативный объем потребляемой воды и объем
калорий, потраченный на подогрев. Соответственно, по нормативу
насчитывается объем газа, мусора и т. д.
Кстати, нормативное потребление газа на приготовление пищи, которое
оплачивают примерно 80% жильцов белорусских многоэтажек, тоже в 1,5-2,5
раза больше реально потребляемых объемов.
Может быть, поэтому, как заметил на совещании 18 января А. Лукашенко,
сегодня энергетики и газовики не самые бедные люди, а их шикарная жизнь
- один из разделов себестоимости, которую предлагается платить населению
и предприятиям. "Так давайте посмотрим, может, где-то надо поджаться", -
предложил А. Лукашенко.
Президент, по сообщению БЕЛТА, рассчитывает, что назначенный недавно на
должность премьер-министра Беларуси Михаил Мясникович успешно решит эти
задачи. "Нынешний премьер-министр когда-то в молодости занимался этими
вопросами, и он знает структуру себестоимости воды, газа. Да и
вице-премьер (Анатолий Калинин. - Прим. БЕЛТА) хорошо знает, откуда
берется вода и сколько это стоит", - цитирует БЕЛТА.
Надо признать, что А. Лукашенко вот уже несколько лет занимает довольно
устойчивую позицию по отношению к повышению тарифов на
жилищно-коммунальные услуги. Но сегодня это противоречит Стратегии
развития энергетического потенциала Республики Беларусь, которая
утверждена постановлением Совета министров № 1180 от 9 августа 2010 года
и рассчитана на период до конца 2020 года.
Напомним, стратегией предусмотрено довести к 2011 году до уровня
100-процентного возмещения затраты на природный газ, который
используется для приготовления пищи, отопления - к 2014 году. Тарифы на
электрическую энергию до уровня 100-процентного возмещения планируется
довести к 2013 году; на тепловую энергию - к 2014 году. То есть в
ближайшие 4 года, как предусмотрено программными документами, оплата
самых дорогих жилищно-коммунальных услуг должна полностью лечь на плечи
потребителей.
И осуществить это можно двумя путями: либо тарифы на услуги ЖКХ для
населения должны увеличиваться ежегодно как минимум на 15-20%, что
выходит далеко за пределы президентского лимита, либо себестоимость
услуг должна ежегодно снижаться как минимум на 10% при одновременном
росте тарифов на 5 USD.
По какому же пути пойдут власти? Проще - отказаться от выполнения
стратегических планов, как это неоднократно делалось с начала 90-х годов
прошлого столетия, когда идея ухода от перекрестного субсидирования в
оплате услуг ЖКХ была озвучена в Беларуси впервые.
Дело в том, что вместе с повышением коммуналки для населения до 100%
себестоимости система жилищно-коммунальных услуг должна будет предложить
такой расчет размеров их оплаты, при котором потребитель будет платить
именно за тот объем услуг, который он реально потребляет. К тому же
разница в размере оплаты разными группами потребителей должна быть не
очень большой. В противном случае рост социальной напряженности
неизбежен, в чем вряд ли заинтересованы власти.
Читать
оригинал
............................................................................................................................................................ |