ДЕЛА  СУТЯЖНЫЕ                                                                                               

 

              Как квартиросъемщики выиграли тяжбу с коммунальниками

 

За коммунальные услуги надо платить. Полностью и вовремя. Кто ж спорит? Но и у ЖКХ, которое эти услуги предоставляет, тоже есть обязательства перед жильцами. В частности, текущий ремонт подъездов делать раз в 5 лет, капитальный — каждые 15. Но вот типичная ситуация: вы десятилетиями исправно оплачиваете жировки, а в подъезде рамы рассохлись, штукатурка со стен облупилась, крыльцо развалено. И на жалобы приходят дежурные отписки: нет денег либо следует предложение скинуться всем жильцам на ремонт. Можно ли заставить коммунальников выполнять их прямые обязанности? Можно.

Поучительная история произошла в прошлом году в Слуцке.

 

Пенсионерка подала в суд на городское ЖКХ: потребовала привести подъезд в порядок. И иск выиграла. Доказав, что и на недобросовестных работников есть управа. Однако тем дело не закончилось. Чиновники, которых суд поставил на место, законные требования выполнили. Но как! Отнюдь не смиренно и с извинениями. Напротив, постарались отыграться.

 

На "нет" есть ответ


Предыстория такова. Героиня материала "Договор дороже денег?" пенсионерка Зоя Драбеня из Слуцка решилась на беспрецедентный шаг. Добросовестно оплачивая коммунальные услуги, она потребовала адекватного их выполнения. Суд Слуцкого района, а затем и судебная коллегия Минского областного суда обязали КУП "Слуцкое ЖКХ" выполнить ремонт стен и окон в подъезде дома № 138а по улице Ленина и выплатить пенсионерке Драбене 50 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

 

Что было дальше? Закон есть закон: подъезд отремонтировали. Почтовые ящики выкрасили в ярко-оранжевый цвет (через который явно просматривается прежний зеленый), стены — в васильково-синий, а двери стали цвета танковой брони. Поставили и новые окна. Рамы не закрываются, к тому же они… меньше проемов на 5 — 6 сантиметров. Через эти щели свищет ветер, сыплет снег и льется дождь…

 

    Откуда ветер

— Мы предлагали жильцам этого дома поучаствовать в ремонте подъезда, — ищет оправдание кричащим фактам Наталья Лях, начальник планового отдела КУП "Слуцкое ЖКХ". — Собрав всего по 15 тысяч рублей с каждой квартиры, люди могли бы выбрать краску — масляную или акриловую, цветовую гамму.


Если же мы красим и белим общественные места за счет бюджета, то мнение жильцов не учитываем. Что нашлось, тем и покрасили… — И тут же переходит в наступление: — Посмотрите, несколько месяцев назад сделали ремонт, а на свежей краске уже появились надписи, окурки валяются. Уверена, если бы жильцы сделали ремонт за свой счет, такого отношения не было бы.

В этом, конечно, тоже есть логика. Но в данном случае мы ведем речь о логике особого дизайнерского отношения к подъезду дома № 138а по улице Ленина. В нынешнем году в Слуцке отремонтировано 58 подъездов. Только в еще одном, кроме упомянутого, жильцы за эту услугу не доплачивали. В доме № 88 по улице М.Богдановича. Но нигде больше нет кричащих красок и 5-сантиметровых щелей в рамах! Сравните фото. Уж не сделали ли ремонт в доме жалобщицы так, чтоб другим неповадно было судиться? К слову, комиссия из областного управления ЖКХ, куда, прежде чем в "СБ", написала Зоя Драбеня, безоговорочно защитила честь мундира, сообщив заявительнице: ремонт выполнен удовлетворительно и ее жалобы безосновательны.

Посудитесь сами?

Странная позиция, меряя ладонью дыры в окнах и разглядывая оранжевые почтовые ящики, думала я про себя. Любая другая организация, если она дорожит своей деловой репутацией и расположением клиентов, стремится уладить конфликтную ситуацию, чтобы дело не дошло до суда. А коль уж дошло, то старается исправить ошибки.

Полагаю, после двух проигранных исков в суде коммунальникам логично было бы в первую очередь извиниться перед жильцами за то, что обстоятельства складываются не лучшим образом. Отрасль в городе финансируется по остаточному принципу. ЖКХ не в состоянии ремонтировать подъезды даже тогда, когда жильцы готовы за это приплачивать. Люди все понимают, когда с ними разговаривают уважительно и внимательно. Думаю, в этом случае инцидент, скорее всего, был бы исчерпан раз и навсегда.

 

Однако что имеем в итоге? Слуцкие коммунальники потратили миллион казенных денег (в такую сумму обошлось наведение "марафета" в подъезде), выполнив работу так, что, похоже, ее придется переделывать. Теперь не на шутку возмущено большинство жильцов дома № 138а. Намерены подать коллективный иск в суд. На войне, как на войне.

У меня такое ощущение, что поглумились коммунальники Слуцка над жильцами дома № 138а по улице Ленина. Чтоб другим жалобщикам неповадно было судиться (в городе, между прочим, еще 129 давно неремонтированных подъездов). И то, что вышестоящая организация сочла ремонт удовлетворительным, тоже объяснимо: честь мундира. Непонятно другое: позиция местной власти.

Ведь очевидно, что деньги из районного бюджета потрачены совершенно бездарно в угоду чьим-то узкоместническим интересам. Фактически выброшены на ветер. Как после такого инцидента призывать жильцов аккуратно оплачивать коммунальные услуги и заставить верить, что городские власти аккуратно тратят их деньги на поддержание жилищного фонда?

Циф
ры

По подсчетам экономистов Министерства жилищно-коммунального хозяйства, тарифы для населения обеспечивают 34,5 процента затрат на техническое обслуживание жилья, 43 процента себестоимости водоснабжения, компенсируют примерно половину расходов на вывоз мусора и 32 процента на обслуживание лифтов. Три четверти стоимости всего комплекса коммунальных услуг финансируется из бюджета и других внебюджетных источников.

Кстати

Лишь 4 процента владельцев лицевых счетов в Слуцке имеют просроченную задолженность перед коммунальниками. Остальные рассчитываются вовремя.

Компетентное мнение

Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга:

— В январе 2009 года вступит в силу новый Закон "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг", где более четко прописаны права жильца и ответственность коммунальной службы. Но я не думаю, что это вызовет всплеск судебных исков к ЖЭСам. Наши граждане очень не любят судиться, предпочитая писать жалобы в вышестоящие инстанции и так решать проблемы. Между тем активность жильцов, отстаивающих свои законные права и интересы, была бы только на пользу. От жалоб можно отделаться отписками, а вот проиграв несколько дел в суде, возместив материальный, моральный вред истцу и штраф в размере его исковых требований, ЖЭСы очень быстро бы поняли, что это тупиковый путь. И как результат беспрекословно начали бы выполнять свои обязательства.

 

Аэлита СЮЛЬЖИНА, Советская Белоруссия

Фото: Артур ПРУПАС

 

оригинал статьи

 

 

24 декабря 2010 г, ТС "Очаг" http://ochag7.narod.ru

............................................................................................................................................................



Hosted by uCoz