НОВОСТИ  НОЯБРЯ                                                                                   

 

Права антимонопольного органа в Беларуси будут расширены с 15 января 2010 года

3 декабря 2009  Экономика и бизнес  Наталья Вербитская, БЕЛТА

 

Права антимонопольного органа в Беларуси будут расширены с 15 января 2010 года. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе Минэкономики, комментируя указ № 499 "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции".

 

Как отметили в пресс-службе, документ направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

 

Согласно указу, антимонопольному органу будет предоставлено право заключать с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения. В этих соглашениях будут определяться обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юрлиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Таким образом, организации-монополисты примут на себя обязательства по недопущению нарушения антимонопольного законодательства и соблюдению пределов изменения цен и тарифов. При этом их освободят от обязанности формировать (применять) регулируемые цены (тарифы) на товары, которая предусмотрена для юрлиц, включенных в Госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. "Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий-монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность", - отметили в Минэкономики.

 

Предусмотрено и обращение антимонопольного органа в суды без уплаты госпошлины с исковыми заявлениями о признании недействительными договоров, заключенных в нарушение антимонопольного законодательства. Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику, подчеркнули в Минэкономики.

 

Кроме того, документ расширяет права антимонопольного органа по пресечению совершенных госорганами и объединениями юрлиц действий (или бездействия), результатом которых может являться ограничение конкуренции. В том числе предусмотрена отмена не соответствующих законодательству правовых актов. Как отметили в пресс-службе, практика рассмотрения вопросов соблюдения антимонопольного законодательства показывает, что его нарушают, прежде всего, органы управления, объединения юрлиц. Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом Беларуси "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции".

 

Перечень указанных в законе ограничений действий юрлиц, госорганов и их должностных лиц не содержит прямого запрета на осуществление действий, направленных на ограничение конкуренции при межобластных поставках товаров, наделение госорганами, иными организациями своими полномочиями коммерческих и некоммерческих организаций. Это порождало возможность злоупотреблений и требовало закрепления мер их пресечения на высоком законодательном уровне.

 

Указ позволит также упростить действующий порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом при государственном антимонопольном контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений. Установлено, что необходимо согласие антимонопольного органа на приобретение прав пользования и (или) распоряжения 20% и более акций (долей) в уставном фонде юрлица на основании договора купли-продажи только, если балансовая стоимость активов юрлица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин (в настоящее время одна базовая величина составляет Br35 тыс.) или если объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового года, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.

 

Согласно указу № 499, госорганы должны представлять по запросу антимонопольного органа в установленные им сроки документы и сведения, необходимые для определения состояния товарных рынков, степени их монополизации и концентрации, рассмотрения вопросов недобросовестной конкуренции.

 

===============================================================================================

 

Почему закон, защищающий права потребителей услуг ЖКХ, так и не воплотился в жизнь?

3 декабря 2009  Общество Наталья ЛАПИНА, Народная газета

 

Почему почти за год существования закон, защищающий права потребителей услуг ЖКХ, так и не смог перейти к полноценной практике и во многих вопросах до сих пор остается лишь “теоретическим пособием”?

 

 Материалы судебных разбирательств по жилищно-коммунальным конфликтам за последние 20 лет хранятся в архивах у юристов Белорусского общества защиты потребителей. Специалисты с уверенностью говорят: большинство скандалов возникает во время ремонтов и коммунальных ЧП. Когда разрабатывался закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ, именно эти два момента и старались положить в основу - черным по белому расписали, кого и в каком случае винить в любом случившемся коммунальном споре. Закон действует уже десятый месяц, а споров о том, “кто заплатит за ЧП”, меньше не стало.

 

- Проблемы начинаются с банального отсутствия у жильцов информации о своих правах и обязанностях, - проанализировала опыт разрешения коммунальных споров заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская. - Возьмите распространенную проблему сантехники. По закону жилец действительно несет ответственность за все водопроводное хозяйство, которое начинается от запорных устройств в стене и идет дальше в квартиру. Но много ли вы знаете людей, которые в состоянии самостоятельно, осмотрев раковину в ванной, авторитетно заявить, что ее пора менять?

 

Получается, что при любой аварии из-за этой самой раковины лишь один виновный - хозяин квартиры. И, как бы парадоксально это ни звучало, доказать что-либо будет просто невозможно. В то же время законодательство предусматривает “подстраховку” на такой случай - только вот о ней мало кто знает. Ответственность за сантехнику, может, и лежит на жильце, но заниматься ее профилактической проверкой должны коммунальники. Под роспись. Работники ЖКХ, правда, с такими профосмотрами в квартиры не спешат, а мы и не настаиваем. И очень зря.

 

Кстати, очень часто подобные проблемы возникают с электричеством. По закону мы не имеем права вторгаться в систему электропроводки в доме. Поэтому в случае замыкания из-за несанкционированно перенесенной лампочки опять-таки будет виноват жилец. Но, скажите честно, вы когда-нибудь держали в руках план электропроводки собственной квартиры? Нет, потому что таких схем жильцам не выдают, а они и не требуют.

 

Коммунальники “в ассортименте”

 

То, что в практике применения закона о защите прав потребителей коммунальных услуг есть пробелы, не отрицают и в Министерстве ЖКХ, где документ разрабатывался. Однако специалисты предполагают, что “прорехи”, связанные с недостаточной информированностью жильцов о своих правах и обязанностях, связаны с пока еще юным возрастом закона и со временем вопросов станет меньше.

 

- Мы постарались сделать закон полезным для простых потребителей, - прокомментировала потенциальную функциональность документа специалист управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Дания Рузыева. - В нем детально представлены нормы разрешения самых типичных проблем, правила оказания услуг ЖКХ, порядок перерасчетов за некачественную работу, а также ответственность за нарушение любых правил. Кстати, впервые все жилищно-коммунальные услуги разделены на основные (к ним относятся газо-, электро-, водоснабжение, отопление, вывоз мусора. - Авт.) и дополнительные. Жильцам официально предоставлено право выбирать поставщиков дополнительных услуг.

 

Однако на практике и этим правом пока практически никто не воспользовался. В Министерстве ЖКХ пробовали анализировать, почему так происходит, и пришли к выводу: жильцы либо не знают о такой возможности, либо не могут договориться между собой.

 

- Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2015 годы подразумевает, что уровень оказания многих услуг ЖКХ (кроме водо-, газо- и электроснабжения. - Авт.) на конкурентной основе достигнет 100 процентов. Люди сами будут выбирать, кто займется техобслуживанием их дома, вывозом мусора, ремонтами лифтов. Однако инертность самих жильцов тормозит этот процесс.

 

Перепланировка по обоюдному согласию

 

Кстати, белорусские коммунальники уже придумали, как подтолкнуть белорусов к скорейшему выходу из этого переходного периода. Например, в Минжилкомхозе предлагают последовать российскому опыту и создавать управляющие организации, которые будут руководить домом, если его жильцы не могут сделать это самостоятельно. Другие специалисты ЖКХ предлагают поступить кардинально: все имеющиеся сейчас вопросы и разногласия между жильцами и коммунальниками изложить в новой версии Жилищного кодекса. Документ как раз в феврале должны будут рассматривать в парламенте - есть реальная возможность окончательно избавиться от оставшихся жилищно-коммунальных вопросов.

 

- К существующим проблемам с четким определением правых и виноватых в возникающих коммунальных конфликтах необходимо добавить также вопросы по перепланировкам и проведению капремонтов, ведь из-за них возникает немало судебных споров, - предложил действительный член Академии жилищно-коммунального хозяйства Виктор Савицкий. - Когда речь заходит об индивидуализации жилья, приходится сталкиваться с самыми смелыми проектами перепланировок. Многие из них становятся предметами споров и разбирательств. А ведь в законе сказано, что человек имеет право совершенствовать свой дом, делая его удобнее и комфортнее. Но вот границ этого совершенствования никто не определил, отсюда и распри. Кстати, многие проектные организации пользуются прорехой в законе и неосведомленностью людей. Они просто наживаются за счет жильцов, запрашивая баснословные суммы за заведомо невыполнимые или трудно-согласуемые ремонты. Только конкретика сможет заставить законодательные акты работать на защиту прав потребителей.

====================================================================================================

 

25.11.2009. Решить жилищную проблему в Беларуси могут помочь так называемые "доходные" или "социальные" дома. Все квартиры в них не выставляются на продажу, а сдаются гражданам, к примеру, в пожизненное пользование.

- В год мы строим 40 тысяч квартир, а очередь нуждающихся увеличивается на 90 тысяч. Мы стремимся всех обеспечить собственным жильем. А надо ли это? - задалась на парламентских слушаниях вопросом председатель комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Галина Полянская.

Правда, по словам вице-премьера Виктора Бури (он курирует в Совмине жилищные вопросы), массовое строительство таких домов требует единовременного вложения большого количества денег, а окупится не скоро. Нужны государственные вложения. Но такой вариант подойдет тем белорусам, которые не накопили своих денег на квартиру или по каким-то причинам не могут или не хотят брать кредиты.

- Скоро в Минске в качестве эксперимента начнется строительство дома, в котором квартиру будут предоставляться в наем, - поделился планами первый заместитель министра архитектуры и строительства Михаил Абрамчук. - Как показывают расчеты, ежемесячные расходы гражданина по оплате наемного жилья будут в 2-2,5 раза меньше, чем расходы за выплату льготного кредита на аналогичную квартиру.

 

25.11.2009  На парламентских слушаниях, которые прошли в Минске сегодня, чиновники в очередной раз подчеркнули, что льготные кредиты "себя изжили".

- Нужно признать, что большинство граждан не в состоянии за время строительства жилья изыскать требуемый объем финансовых средств. Такие граждане вынуждены прибегать к использованию кредитных средств, используемых банками на общих условиях. Но в основном они рассчитывают на получение государственной поддержки, - обрисовал сегодняшнюю ситуацию вице-премьер Виктор Буря. - Это льготные кредиты, одноразовые безвозмездные субсидии, финансовая помощь молодым и многодетным семьям в погашении как льготных, так и нельготных кредитов.

Привел заместитель премьера и цифры: около 60% жилья, которое строится сейчас в стране, это жилье для нуждающихся. А в многоквартирных домах - это почти 85%. И при этом количество тех, кто стоит в очереди практически не снижается. По словам Виктора Бури, граждане стремятся стать на очередь любыми способами.

- Очень скоро расходы бюджета только на обслуживание льготных кредитов на жилищное строительство могут стать соизмеримыми с объемами льготного кредитования, - обозначил проблему и возможный путь ее решения вице-премьер. - Альтернативой могла бы стать ипотека... Но наиболее предпочтительной видится система строительных сбережений.

Проще говоря, это система, при которой граждане накапливают в банке свои средства (что-то вроде обычного вклада). Когда накопится определенная сумма можно будет получить кредит под более низкий процент, сложить все эти денежки и построить, купить дом или квартиру. Документ этот, к слову, уже начали разрабатывать, но так и не дописали до конца.

По словам Виктора Бури, окончательный вариант проекта закона о строительных сбережениях чиновники должны написать в 2010 году. Предполагается, что работать он начнет где-то через полгода после официального опубликования.

 

 

 

....................................................................................................................................................

 


 02 декабря 2009 г, ТС "Очаг" http://ochag7.narod.ru

 




Hosted by uCoz