Новости октября 2009                                                                                                            

 

Монополизм государства в сфере ЖКХ – не лучшее решение для экономики страны

05.10.2009

 

Министр финансов Беларуси Андрей Харковец сообщил, что проект бюджета 2010 года предусматривает сокращение доли субсидирования стоимости услуг ЖКХ. Вместе с тем, он отметил, что данная мера, возможно, не отразится на тарифах для населения страны, если Министерство жилищно-коммунального хозяйства предпримет шаги «в части создания альтернативных государственным организаций ЖКХ».

 

На сегодняшний день, как сообщила  начальник управления экономики Минжилкомхоза Елена Дудинская, население страны оплачивает всего треть – приблизительно 29,8% стоимости услуг ЖКХ.

 

По словам министра финансов Андрея Харковца, когда изменятся тарифы для населения и в каких объемах, пока рано говорить, тем более что не исчерпаны резервы системы ЖКХ для снижения своих затрат. Полезны дискуссии о том, что монополизм государственных организаций в этой сфере — не лучшее решение для экономики страны, для населения, передает «БЕЛТА».

 

«Думаю, нам следует ожидать новизны от Министерства жилищно-коммунального хозяйства, местных органов власти в части создания альтернативных государственным организаций ЖКХ. Тогда бы пошла конкурентная борьба за бюджетные ресурсы, которые мы выделяем для этой сферы, тогда, может быть, и не нужно было бы говорить о повышении тарифов для населения», — отметил Андрей Харковец.

 

Министр считает, что, к сожалению, «в этой сфере мы проигрываем, медленно создаем те механизмы, которые бы позволяли экономическим методом снижать затраты в этой сфере и соответственно не обращаться к повышению тарифов для населения».

....................................................................................................................................................

О тарифах ЖКХ…

Галина Полянская, Председатель постоянной комиссии по жилищной политике Палаты представителей Национального собрания РБ, Вечерний Минск

 

«Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, думаю, не за горами. Почему? Во-первых, потому, что население до сих пор оплачивает только треть, остальное дотирует государство. А во-вторых, это тоже требование МВФ. Но я знаю, что в недрах Министерства ЖКХ будут очень серьезные подвижки. В частности, разрабатывается интересный нормативный документ, который предусматривает оплату коммунальных услуг в зависимости от типа, комфортности жилья».

..................................................................................................................................................................................... 

 

Через несколько лет лифты будут массово ломаться и застревать

 Оксана МАЦУКЕВИЧ, Советская Белоруссия

 

      По осени коммунальники обычно отчитываются за подготовку к зиме. Где–то в подъездах заменили стекла. Где–то утеплили стенки, подкрасили фасады, поставили энергосберегающие лампы... Все эти косметические работы, безусловно, важны. Но для "инфраструктуры" обычного городского дома, по сути, решающего значения не имеют. Увы, самый сложный и потенциально опасный механизм в нашем подъезде — лифт — в списках плановых жэсовских работ не значится. Между тем сотрудники МЧС, проанализировав ситуацию с подъемными сооружениями, пришли к выводу: уже через несколько лет лифты будут массово ломаться и застревать. Оборудование сильно изношено...

      Как часто жильцы застревают в лифтах? По некоторым данным, только в Минске в будний день электромеханикам приходится освобождать одного–двух пассажиров. А в выходные — 10-15. Одна из причин поломок — физический износ. К примеру, срок службы узлов лифта — 25 лет, электропроводки — 15, реле — 12. В целом срок эксплуатации подъемной машины — четверть века. Но и после прошествия многих лет "пенсионера" отправить на свалку не спешат: невыгодно. Вместо этого эксперты проводят техническое диагностирование. Если никаких претензий к лифту нет, то эксплуатировать механизм можно еще до 3 лет. И так до следующей диагностики. Процесс может длиться бесконечно.

     И хорошо, если обслуживающие организации относятся к проверкам ответственно. А вдруг кто-то формально поставит лишнюю галочку? Ответственность — высочайшая. Ведь лифты — это не просто технические устройства. В них перевозится гораздо больше пассажиров, чем в автобусах, троллейбусах, метро. Как–то, еще в советские времена, подсчитали, что лифт в сутки в среднем работает 3 часа машинного времени. За 25 лет службы он проезжает 140-150 тысяч километров. По словам специалистов, теперь эту цифру надо умножить еще на два. Пробег получается колоссальный. Но что взять с этих цифр...

     — Главная проблема в том, что пассажирских лифтов с каждым годом заменяется все меньше и меньше, — рассказывает старший государственный инспектор подъемных сооружений управления по надзору за подъемными сооружениями Госпромнадзора МЧС Светлана Сухорукова. — По статистике, с 2003 по 2008 год количество машин, отработавших срок службы, ежегодно увеличивается на 4 процента. В стране зарегистрировано 31.824 пассажирских лифта, из них 9.388 отработали нормативный срок службы. Но планы замены не выдерживаются. Кроме того, их урезают. В этом году планировали заменить 814 машин. За шесть месяцев успели установить лишь около 300. Выполнить план вряд ли удастся...

     В Госпромнадзоре считают, что ситуация складывается критическая. Если тенденция сохранится, то через год–два лифты просто остановятся. И это вовсе не "страшилки", а реальный взгляд на проблему. Как предотвратить неприятности? Поменять одним махом все устаревшие лифты в нынешних экономических условиях нереально. В среднем подъемная машина стоит около 40 миллионов рублей. А средства на покупку лифта выделяются из городских и областных бюджетов, которым не до жиру. Если же эти деньги включить в жировки жильцов (хотя за обслуживание лифтов мы и так платим), то суммы в квитанциях зашкалят...

      Впрочем, есть, оказывается, и счастливые примеры. Вместе со специалистами мы решили посмотреть, как работают лифты в новых столичных домах.

      В подъезде дома по улице Яна Чечота, 44 еще пахнет краской. Дом сдали осенью прошлого года, а лифт здесь заработал два месяца назад.

     — Бюджетный, надежный вариант, — описывает его преимущества начальник производственного отдела ОАО "Лифтсервис" Виктор Пивовар. — Кнопки железные. Никаких проблем с вандалами не будет. Установлены энергосберегающие лампы.

      Заходим в кабину. Поднимаемся на девятый этаж.

      — Ой, что–то гремит. Как насчет безопасности? Не упадет? — интересуюсь.

      — Такого быть не может! — успокаивает Виктор Пивовар. — Лифт удерживают три каната, каждый из которых выдерживает двенадцатикратную нагрузку, в системе предусмотрены ловители и ограничители скорости, которые заблокируют кабину при малейшем отклонении от заданных параметров движения.

      Довольны кабиной и жильцы. Да и обслуживать новые лифты гораздо проще. Если ежесменный осмотр старых проводится с помощью измерительных приборов, то здесь предусмотрена электронная система контроля основных параметров. Все неполадки видны как на ладони.

      Но если денег на современный лифт в районном бюджете точно не найдешь, быть может, стоит заняться модернизацией? В нынешних реалиях — это лучший способ продлить срок службы подъемных машин. На заводе "Могилевлифтмаш", единственном в стране по производству лифтов, изготавливаются специальные комплекты, в которые входят новая кабина, лебедка и узлы безопасности. Модернизация в среднем обходится на 20 процентов дешевле, чем покупка нового лифта. Но и здесь есть сдерживающий фактор. Сегодня не существует нормативного документа, определяющего, что такое модернизация и как она должна осуществляться...

      Что в итоге? Лифты достигли вертикального предела, выше они уже не поедут — только вниз. Пожалуй, проблема стоит настолько остро, что отмахиваться от нее, приводя финансовые доводы, больше не получится.

 


 01 ноября 2009 г, ТС "Очаг" http://ochag7.narod.ru

 


Hosted by uCoz