Китай  ЖКХ  - глобус                                                                                                            

 

КИТАЙ

«Проточная вода не гниёт, в дверной петле червяк не заводится» китайская народная пословица

Начиная с 1979 года коммерциализация жилья и переход к системе, ориентированной на рынок жилья, стал главным направлением реформы. В начале 80-х годов были проведены пилотные (составлено по информационным материалам Гонконгского политехнического института. Бюллетень иностранной НТИ. № 2. 2001 г. С. 7—16.) жилищные реформы в Сиане, Янтае, Шанхае и Пекине. Однако эти пилотные реформы, включавшие повышение квартплаты, введение жилищных субсидий (купонов) и продажу существующего жилья по цене ниже себестоимости, не продвинули решения проблемы. Тем не менее полученный здесь опыт был положен в основу программы реформ, проведенных в 90-х годах.

Всемирный Банк в 1992 г. предложил инновационную модель, для реализации которой в Пекине, Ченду, Нингбо и Янтае на период с 1994 по 2001 гг. им был выделен заём в 350 млн. долл. США. Жилищные обязательства предприятий перед работниками были заменены на альтернативу: создание жилищных акционерных обществ (ЖАО). Такие акционерные общества являются прибыльными по своей природе организациями и в их деятельность государство не вмешивается. ЖАО стали формироваться прибыльными предприятиями, которые передали им свой жилищный фонд.

Преимуществом такой системы является выведение жилищных затрат из бюджета предприятия, которые уже не влияют на прибыль от основной деятельности. По данной схеме жильё начало сдаваться в аренду или продаваться по рыночной цене, в результате чего по крайней мере возвращается стоимость строительства. Повышение зарплаты работникам компенсировало им рост затрат на жильё. Ресурс для повышения зарплаты образовался за счёт ликвидации затрат предприятия на приобретение и содержание жилья. Рыночный уровень стоимости жилья и арендной платы определяется балансом ЖАО. Повышение зарплаты работникам даёт возможность населению и ЖАО брать займы в коммерческих банках.

Конечно, эта модель не свободна от недостатков, так как она ориентирована только на прибыльные предприятия, которые могут себе позволить участвовать в расширении жилого фонда. Неэффективные предприятия, не имеющие собственного жилого фонда, который они могли бы передать в ЖАО, столкнулись с проблемой недостатка средств для повышения зарплаты работникам с тем, чтобы они могли справиться с ростом квартплаты или участвовать в приобретении жилья. Тем не менее создание ЖАО освободило госпредприятия от социальной нагрузки и создало более ориентированную на рынок систему, которая привлекла инвестиции из частного сектора и из страховых фондов. Данная модель неприменима для общественного жилья, однако здесь взят курс на создание бесприбыльных организаций, подобных Жилищному обществу в Гонконге и товариществам собственников в Беларуси, которые могут играть примерно такую же роль, как и ЖАО.

Следует отметить, что под «государственным жильём» в Китае понимается жильё, предоставленное государством через предприятия за символическую квартплату. Под термином «общественное жильё» подразумеваются жилища, также предоставляемые государством, но уже за реальную квартплату, при этом государство выделяет арендаторам жилищные субсидии, позволяющие последним справиться с высоким уровнем платежей. Под жилой площадью подразумевается площадь квартиры, не включающая в себя площадь кухни и санузла. Семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий, считаются семьи, имеющие менее 4 кв. м жилой площади на члена семьи. В среднем в Китае обеспеченность жилплощадью – 26м2 на человека.

на фото: жилые комплексы в небольшом китайском городе Маньчжурия в 12 км от Забайкальска, на границе с РФ

 

По мере продвижения экономической реформы быстро росло число семей с высокими доходами и нарастал разрыв между уровнем жизни богатых и бедных, что побудило государство в 90-х годах объявить, что отныне жильё не будет бесплатным, а для преуспевающих семей оно не будет больше субсидироваться. Это заставило богатые семьи искать жильё на рынке, а для групп населения со средними и низкими доходами стало больше строиться доступного жилья. Большее распространение получило предоставление общественного жилья, при этом субсидии выделялись в форме снижения цен на жилье. Дополнительные скидки предоставлялись особым группам населения, таким, как учителя и пенсионеры. Отдельные предприятия также предлагали скидку уходящим на пенсию своим работникам, проработавшим на этих предприятиях долгие годы.

Первопроходцами в жилищной реформе страны явились Пекин и Шанхай. Фонды жилищных сбережений были внедрены в Шанхае в 1991 г. и внесли весомый вклад в привлечение финансовых ресурсов в дело создания и распределения жилья. Эти фонды позволяют решить задачу коммерциализации жилья в Китае. «Фонды жилищных сбережений» — это новое слово в жилищной политике, в них отчисляется по 5% фонда зарплаты как работниками, так и работодателями.

Таким образом, основные направления реформы ЖКХ китайская компартия видит в коммерциализации жилья и переходе на рыночные формы управления жилым фондом на принципах местного самоуправления, через жилищные товарищества и акционерные общества.


 

22 марта 2008 г, ТС "Очаг" http://ochag7.narod.ru

 




Hosted by uCoz