ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА «ВИТЕБСКИЙ РАБОЧИЙ»
намекает, что неплохо было бы жильцам самим убирать свои площадки

«Золушки поневоле»
или Особенности национальной уборки

В январе в нашей газете была затронута злободневная проблема. Новые обязанно­сти дворников, с одной стороны, превратили их в «Золушек поневоле», а с другой, при­дали статус, гордо именуемый «рабочие по комплексной уборке и содержанию домовла­дений» (РКУДы). В обязанности дворникам было вменено производить уборку подъез­дов многоквартирных домов, что вызвало немало сложностей. Получилось, что обя­занностей у дворников стало больше.

ПЛАНИРОВАЛОСЬ, что в связи с перево­дом дворников в рабочих по комплексной уборке домо­владений их заработная пла­та увеличится на 30 процен­тов. Но на деле получилось иначе. Еще в январе дворни­ки Октябрьского района, предчувствуя недоброе, об­ратились в редакцию. Новые обязанности их отнюдь не обрадовали. И вот теперь раз­говор продолжился.

А реальная картина ежед­невного труда такова. На­пример, уборка многоквар­тирного жилого дома по всем предписаниям должна производиться три раза в неделю (два раза - влажное подметание, един раз - мытье). На практике оказа­лось, что на приведение в надлежащий вид одного подъезда девяти этажного дома затрачивается два-два с половиной часа. Это если только подметать, уби­рать лифт, мусоропроводные шахты и площадки. А если таких подъездов шесть или восемь? С другой сторо­ны, для того, чтобы вымыть подъезд, необходимо обес­печить беспрепятственный доступ рабочих к источни­ку воды. К сожалению, наши дома надлежащим образом не оборудованы. И людям приходится набирать воду в пластиковые «полторашки» у себя дома и тащить по десять литров этой, ока­завшейся в данном случае дефицитной, жидкости иногда через весь город на рабочее место. А далее про­цесс уборки протекает так. Рабочий по комплексной уборке домовладений, сбрызгивая из пластиковой бутылки лестницы, тща­тельно выметает подъезд. При всем этом для того, чтобы не запариться в хо­лодный период года, прихо­дится снимать верхнюю одежду и прыгать с этажа на этаж, пристраивая свою куртку к лестничным пери­лам. Здесь, правда, вариан­тов много и каждый вык­ручивается, как может. Ведь только «счастливчики» владеют ключами от завет­ной «подсобки», где мож­но и переодеться, и инвен­тарь хранить.

Теперь что касается мы­тья подъездов непосред­ственно. Даже если дворни­ку и доведется раздобыть ведро воды, которым мож­но разве что размазать грязь по подъезду, то слив этой «мертвой» субстанции пос­ле ее использования, ско­рее всего, производится на так называемую «зеленую зону». И эта проблема из бытовой трансформируется уже в экологическую.

Особо следует отметить очень некорректное, ско­рее безобразное поведение самих жильцов. Ни для кого не секрет, что курение в общественных местах раз­решено только в специаль­но отведенных местах. В подъездах домов многие ку­рят, но при этом старают­ся пользоваться пепельни­цами. А вот в одном из до­мов, который обслуживает рабочая Р.В., жительница со своими приятелями ре­гулярно усеивает окурками и пеплом лестничную пло­щадку. И на все замечания дворника, которая также с завидным постоянством ве­дет войну с «бычками», гро­зит: «Ты обязана убирать! Я тебе устрою веселую жизнь!..»

А жизнь у дворников ста­ла и вправду «веселой». Те­перь некоторые жильцы считают своим долгом ос­тавлять пакеты с мусором прямо в подъездах или око­ло дома. Понятно, что весь этот хлам быстро распреде­ляется по близлежащей тер­ритории. И опять же дворни­кам лишняя работа. И чего только здесь не обнару­жишь! К тому же старые дома, например, по ул. «Правды», не оборудованы площадками с контейнера­ми для мусора. По графику сюда приезжает специаль­ная «мусорная» машина. Но далеко не все пользуются ее услугами. И ежедневно двор­ник на своем участке соби­рает богатый «урожай» - до 30 мешков отбросов. А осо­бо «неординарные» лично­сти предпочитают избав­ляться от отходов своей жиз­недеятельности, швыряя мешок с мусором прямо через окно...

МЕЖДУ ТЕМ РКУДам  согласно рабочей инструкции, предписано выполнять 33 пункта, зна­чащихся в ней. Это и озеле­нение газонов, и уборка опавших листьев. Приходит­ся и асфальт со щебенкой укладывать, и косить в ве­сенне-летний период вруч­ную, и подвалы чистить от хлама, и многое другое. А тут и еще одно нововведение - теперь их рабочий день «раз­бит». Трудятся с шести до десяти утра, далее следует перерыв, а затем вновь ра­бота с двух до пяти вечера. Но фактически вкалывают теперь целый день, особен­но когда снегопады, без вы­ходных и перерывов на обед. Тот факт, что проблем неразрешенных много, со­трудники жилищно-комму­нального хозяйства не отри­цают. И со своей стороны дали вполне логичное объяснение. Как отметила начальник планового отде­ла Октябрьского ЖРЭТа Людмила Диканова, с 1 ян­варя 2006 года в жилищных организациях города вне­дрены новые отраслевые нормы времени обслужива­ния, утвержденные поста­новлением Министерства ЖКХ от 8 августа 2005 года №41. Кроме того, по прика­зу УКПП «ВГЖКХ» от 25 ноября 2005 года №180 ЖРЭТы обязаны обеспечить уборку лестничных клеток в жилых домах с периодич­ностью три раза в неделю. Новые нормы времени об­служивания значительно выше тех, которые действо­вали раньше. Так, напри­мер, норма обслуживания на подметание асфальта со­ставляет 5123 квадратных метра в смену, а ранее дей­ствовала - 3250 кв. м (зи­мой) и 4220 кв. м (весной, летом и осенью). Норма уборки газонов зимой и ле­том составляет теперь 16650 кв в смену, вместо ранее действовавшей - 6660 кв.м. Ужесточены нормы обслу­живания и по другим видам, особенно по уборке мусо­ропроводов. Работниками ЖКХ приняты определен­ные меры, чтобы не про­изошло снижение заработ­ной платы обслуживающе­го персонала: повышена та­рифная ставка первого раз­ряда на 23 процента, двор­ники переведены в рабочие по комплексной уборке, т.е. увеличен тарифный коэф­фициент с 1 до 1,35, с 20 февраля 2006 года им про­изводится доплата в разме­ре 25% тарифа за разрывной рабочий день. Средняя зара­ботная плата обслуживаю­щего персонала за январь текущего года составила 325 тыс. руб., за февраль - 396 тысуб. Начисление зара­ботной платы рабочим по комплексной уборке произ­водится с учетом бригадно­го метода работы и распре­деляется между членами бригады по коэффициенту трудового участия, который зависит от выполнения каж­дым объема работ. Дезинфи­цирующие и моющие сред­ства для уборки лестничных клеток приобретаются ис­ходя из финансовых воз­можностей ЖРЭТа.

Меж тем сами жильцы разбились на два лагеря. Одни ожидают, что их подъезды станут чистыми благодаря стираниям рабочих. Мол, мы деньги вам платим. Действительно, в «жировках» за оплату коммунальных услуг числится графа «техническое обслу­живание и содержание». Но люди платят-то «копейки» - всего 180 рублей за один квадратный метр жилпло­щади в месяц. Это несопос­тавимо малая цифра по сравнению с теми затрата­ми, которые регулярно идут на техническое обслужива­ние, капитальный ремонт и другую «бытовуху». И это необходимо учитывать.

ПРОТИВОСТОИТ таким жильцам - «бор­цам за правду» - лагерь оп­понентов. Так, председатель жилищного кооператива «Полярник» Валентина Корягина категорично зая­вила:

- Жильцы нашего дома потратили много средств и сил для того, чтобы в подъездах было по-домашнему уютно. Мы сделали хо­роший ремонт, установили домофонную систему - все за собственные средства. Многие площадки в нашем доме украшены живыми цветами. В свое время на об­щем собрании принято ре­шение, что уборка в подъезде будет производить­ся наемными работниками. И эти люди убирают, при­чем добросовестно. Ведь они за свой труд получают пусть небольшую, но зар­плату. Все это мы докумен­тально и законно оформи­ли в нашем домоуправле­нии. А дворника в подъезд я никогда не пущу, не увере­на, что уборка будет каче­ственной

И это мнение не единич­но.

Кстати, о добросовест­ности. Ни для кого не сек­рет, что в нашем городе немало дворников-мужчин. Не хочется никого обидеть, но женщины все же в силу своей генетической пред­расположенности намного хозяйственнее и чистоплот­нее сильной половины че­ловечества. И как-то сами по себе закрадываются сомнения, когда видишь старика-дворника пенсионного воз­раста: сможет ли этот чело­век поддерживать порядок в «своем» доме на уровне?

Каков же выход из со­здавшейся ситуации? В Мо­гилеве, например, более 50 процентов жильцов высот­ных домов пользуются ус­лугами ОДО «Моя Вежа». Эта организация предлага­ет полный сервис подъез­дов. И ежемесячно жильцы каждой квартиры платят за это фирме 10,5 процента от базовой величины (поряд­ка 3500 рублей). Количество клиентов постоянно рас­тет, так как работа выпол­няется качественно и опла­та за нее довольно невысо­кая. Дворникам же функции поломоек выполнять не приходится.

Как отметил заместитель директора ЖРЭО Партизан­ского района гинска Ни­колай Лантас, в столице в свое время горисполком также принял решение со­гласно которому РКУДы осуществляют уборку подъездов. Но здесь не воз­никает никаких проблем с обеспечением людей спе­цинвентарем, дезинфицирующими средствами, орга­низован свободный доступ к источникам воды. А зара­ботная плата дворников со­ставляет от 300-350 тысяч рублей и выше.

Не стоит отрицать, что в каждой работе свои сложности, специфика. Нужно искать решение и этого вопроса. Может от­крыть вакансии РКУДов, которые станут облагора­живать только подъезды? Или вернуться к практи­ке, когда жильцы дома по графику дежурства сами убирали свои лестничные площадки? А что если вве­сти систему штрафов, не­посильных для нерадивых жильцов? Может быть, хоть тогда они начнут це­нить этот неблагодарный и «черный» труд и хоть не­много уважать чужую ра­боту.

Екатерина ИВАНОВА

«Витебский рабочий»

 

Hosted by uCoz