С сентября снижен размер пени
С
сентября снижен размер пени
Постановлением Правительства от 26 сентября 2003 г. № 1223 “О внесении
изменения в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа
1999 г. № 1332” с 1 сентября текущего года снижен размер пени за просрочку
жилищно-коммунальных платежей.
Согласно законодательству, наниматели, собственники жилых
помещений, члены организации граждан-застройщиков обязаны вносить в полном
объеме полагающуюся плату за техническое обслуживание (затраты, связанные с
эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений, конструктивных элементов,
инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий) и
коммунальные услуги за каждый истекший месяц не позднее 15 числа месяца,
следующего за отчетным.
Пеня как мера финансового воздействия за нарушение сроков уплаты платежей до 1
сентября 2003 г. взималась в размере 0,5 процента от неуплаченной в
установленный срок суммы жилищно-коммунальных платежей за каждый день
просрочки. Теперь, в соответствии с решением Правительства, размер указанной
пени снижен до 0,3 процента.
Предварительно данный вопрос по поручению Правительства и Национального Совета
по трудовым и социальным вопросам неоднократно рассматривался Минжилкомхозом, Минфином, Минэкономики с участием
облисполкомов, Минского горисполкома и других заинтересованных. Обсуждались
различные варианты решения этой проблемы вплоть до отмены пени или снижения ее
размера до минимального уровня в 0,1 процента (предложение Федерации Профсоюзов
Беларуси).
В итоге было констатировано, что установление в настоящее
время размера пени ниже 0,3 процента будет равнозначно ее отмене, что, в свою
очередь, повлияет на рост просроченной задолженности населения за
жилищно-коммунальные услуги и, как следствие, приведет к дальнейшему ухудшению
финансово-экономического положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства
(по данным Минжилкомхоза, на 01.09.2003 г. количество
домохозяйств с просроченными платежами составило 14,6%, а общая сумма
задолженности — 19,4 млрд
рублей, или 34,6% к начисленным платежам).
По мнению Федерации Профсоюзов Беларуси, несвоевременная оплата
жилищно-коммунальных платежей в большинстве случаев объясняется тем, что
коллективными договорами предприятий и организаций республики установлены сроки
выплаты заработной платы с 12 по 25 число месяца, следующего за
отчетным. Усугубляют положение и имеющие место случаи несвоевременной выплаты
зарплаты на ряде предприятий и организаций республики.
Поэтому на повестке дня стоит также и вопрос изменения срока внесения платежей
за жилищно-коммунальные услуги. Действующий ныне срок — не
позднее 15 числа следующего за истекшим месяца — установлен ст. 65 Жилищного
кодекса Республики Беларусь. Следовательно, и изменить его можно только
путем внесения в установленном порядке соответствующего изменения в данный
законодательный акт.
Решение указанного вопроса заложено в проекте новой редакции Жилищного кодекса,
которая уже принята в первом чтении и готовится к рассмотрению во втором чтении
на открывшейся сессии Палаты Представителей Парламента Республики Беларусь. В
этом проекте предусмотрен перенос предельного срока внесения платы за
пользование жилым помещением и коммунальные услуги за каждый истекший месяц с
15 на 20 число следующего за ним месяца.
Однако такое решение не поддерживается Федерацией Профсоюзов Беларуси, которая
настаивает на переносе срока внесения жилищно-коммунальных платежей на
последнее число месяца, следующего за истекшим. Такое
предложение в результате всестороннего обсуждения было поддержано на
состоявшемся в конце сентября т.г. заседании Постоянной комиссии
Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь по
жилищной политике, строительству, торговле и приватизации. В такой редакции, по
всей видимости, эта норма и будет включена в проект Жилищного кодекса для
рассмотрения на сессии.
Разумеется, в сложившейся ситуации должен быть найден разумный компромисс с
учетом как социальных, так и экономических факторов. Снижение
на законодательном уровне размера пени и перенос сроков внесения
жилищно-коммунальных платежей (что, конечно же, не может быть беспредельным),
возможно, и улучшает в какой-то степени положение граждан — потребителей и
плательщиков жилищно-коммунальных услуг, ухудшая при этом и так очень тяжелое
положение предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, которые, в
свою очередь, из-за несвоевременных платежей населения становятся хроническими
должниками по оплате за потребленные энергоресурсы.
Вместе с тем, представляется, что подобное
нормативно-правовое закрепление сложившейся ситуации с жилищно-коммунальными
платежами (которая, надо полагать, носит временный характер) как в
теоретическом, так и в практическом плане не способствует решению более важной
задачи — реализации предусмотренного ст.42 Конституции Республики Беларусь
права лиц, работающих по найму, на справедливую долю вознаграждения в
экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и
общественным значением на уровне, обеспечивающем им и их семьям свободное и
достойное существование.
Иными словами, усилия всех республиканских и региональных органов
государственного управления и соответствующих общественных организаций должны
быть направлены на обеспечение своевременной выплаты достойной заработной
платы. Тогда, в конечном счете, и проблема переноса срока коммунальных платежей
и снижения размера пени исчезнет сама по себе.
Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного
совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов